Таможенное оформление

Система регулирования рисков

Таможенное оформлениеЗадумывался ли кто-то, как проходит таможенное оформление в Украине? Таможенный брокер хорошо знает процедуру, нормативные акты, а вот что по поводу простого импортера-экспортера, который пользуется услугами таможенного брокера? Хорошо ли вы осведомлены как работает таможенная программа, какими факторами руководствуется инспектор во время таможенного контроля? Какой груз направлять на досмотр, а какой можно пропустить без инспекции?

В Украинской таможни, около 7-8 лет назад внедрили на помощь инспектору компьютерную программу, которая позволяла оценивать риски, по аналогии с западными странами. Конечно же, как всегда, она была не идеальной.  Чаще всего, эта программа, корректировалась вручную, подгонялись определенные показатели для удовлетворения необходимых показателей перед руководством страны. Впрочем, и сейчас видно, как критерии отбора меняются в зависимости от политических показателей и на сколько нужно пополнить бюджет. Но мы не будем останавливаться на недостатках этой системы, тема данной статьи рассказать о самой сути и какими принципами руководствовались при создании данной программы.

Система Управления Рисками на Таможне (СУР)

– система, созданная для минимизации вмешательства человека в таможенное оформление. Эта система самостоятельно оценивает риски на основании многих факторов:

  • прежде всего это код товара (УКТЗЕД), его назначение, можно ли использовать формулировку этого кода для других целей и какие таможенные платежи могут быть в другом коде;
  • второй немалозначительный фактор – это цена товара. Системой устанавливается минимальная цена на единицу товара, ниже которой, субъект ВЭД не сможет оформить, а точнее потребуют дополнительные документы, подтверждающие стоимость товара;
  • страна происхождения товара. Например, все контейнера, сообщением из Китая подлежат досмотру, этот критерий забит по умолчанию. Вся радио излучаемая электроника подлежит не только досмотру, а и обязательному фотографированию;
  • вид транспорта;
  • маршрут перевозки – заезжал ли товар в другие страны;
  • субъект ВЭД и его оценка риска самой системой – новый участник или компания, которая уже много лет торгует одним и тем же товаром;
  • назначение товара – можно ли использовать товар по двойному назначению, особенно эти критерии стали актуальными во время АТО на промышленные товары, которые могут использоваться в военных целях;

В целом, мы, как профессиональные участники ВЭД, оцениваем данную программу положительно, с изменением власти и ориентированием на Евросоюз, действия таможни становятся все более прогнозированными. Внедрение этой системы внесет дополнительные преимущества, если ее реализовывать немного под другим соусом (ред. мы не настаиваем на правоте своих идей, а лишь озвучиваем свое мнение)
Давайте разберемся откуда такая система к нам пришла, чей положительный опыт заставил нам применить в практику этот инструмент.

История происхождения системы рисков

Страны Евросоюза уже много лет использовали данный метод для решения вопросов коррупции и оценки рисков на своих границах. Объединившись, Евросоюз собрал воедино все положительные качества системы, прислушавшись к пожеланиям импортеров и экспортеров, разработал один качественный инструмент. Эти принципы и легли в основу Киотской конвенции, одни из них – таможенный контроль максимально минимизируется, программа оценивает риски, а таможенный орган контролирует надлежащее выполнение, предписанное этой системой.

Протестировав на практике, эти принципы были изложены в таможенном кодексе ЕС, а после и в документе «Стандартная структура по управлению рисками в таможенных администрациях ЕС» (TAXUD/629/2000-EN).

Однако концепция не была бы столь эффективна, если бы не было диалога и обратной связи с субъектами ВЭД и фискальными органами. Этим путем и пошли Европейские страны, они ввели такое понятие как уполномоченный экономический оператор – субъект ВЭД, который признан как благонадежный участник рынка, которому предоставляется упрощенная система таможенного оформления, взамен таможенные органы получают доступ к информации по транзакции, цене товара, партнеров, и других этапов внешнеэкономической деятельности. Тем самым это позволило дисциплинировать рынок и работать по правилам.

 

Принцип работы системы по управлению рисками

Управление СУР в Евросоюзе осуществляется специальными подразделениями, входящие в структуру фискальных органов.

Эти подразделения разбросаны по всей Европе и активно обмениваются полученной информацией. Система CIS (Custom Information System) применяется для обмена информацией таможенными органами других стран и используется на всех пунктах пересечения границы (аэропорт, вокзалы, морские порты).

Программа содержит в себе массив данных о совершенных преступлениях в других странах, кроме того Таможня имеет доступ к реестру данных других государственных органов, таких как полиция, налоговая, судебные инстанции.

Как мы уже и говорили, отличительной чертой является обратная связь от участников ВЭД, которые также подают информацию о своих сделках и операциях. В случае недобросовестного выполнения обязательств со стороны контрагента по ВЭД контрактам, этот факт будет направлен в таможенные ораны, которые обязательно проверят этот факт. Т. к . потом никому не хочется нести дополнительные затраты, все стараются выполнять обязательства добросовестно.

Таможенный контроль

При подачи Грузовой Таможенной Декларации (ГТД) система оценивает возможный риск, относя груз к одной или другой группе. Сверяются и сопоставляются определенные области в ГТД, такие как: характер груза, опасный груз  или нет, имеет ли товар двойное назначение, существуют ли антидемпинговые пошлины.

Попадая в определенную группу риска, его степень изучается  на следующем этапе, анализируя такие факты как: код ТНВЭД, страна происхождения, компания импортер-экспортер. На основе этого анализа автоматически подсчитываются балы. Если степень риска высока, к данному грузу применяется дополнительный контроль, если низкий – декларация переходит к следующему этапу.

Последний этап – непроизвольный выбор. Декларация может быть отобрана лотерейным способом, невзирая на то, что она прошла предыдущие этапы.

Аудит таможенных органов

Акцент таможенного контроля ставят именно на таможенный пост-аудит – проверка предприятия спустя определенное время после оформления. В Европе уделяют особе значение данной проверке – 90% всего контроля уделяется именно этому способу, 3%  — досмотр на границе, 6 % — контроль в пунктах оформления.

Пост-контроль начинается с определения группы правонарушителей по определенным критериям, таким как страна происхождения, импортеры, завозящие продукцию по заниженным ценам и т.д.

Таможенные органы заранее сообщают о пост-аудите. Для того чтоб компании смогли провести внутренний контроль, выявить ошибки самостоятельно и заявить о них. Для этого субъект ВЭД может обратиться за консультацией в таможенные органы, по словам наших партнеров, такая возможность существует реально и это не громкая декларация, при которой ответ получишь в течении 30 календарных дней, а реальная помощь в проведении внутреннего контроля.

Поступление денежных средств от аудитаВо время аудита, фискальные органы анализируют объемы завозимой продукции, сравнивают ассортимент  импортируемой и продаваемой продукции, проверяют правильность заполнения ГТД, изучают договора. На финишном этапе составляется журнал с результатом поверки и отправляется в аналитический центр. После заключения вся информация вносится в Систему (СУР).

 

Самое интересное, что работа построена таким образом, что участники ВЭД заинтересованы в самостоятельном устранении ошибки и доплатить в бюджет налоги, вместо того чтоб контролирующие органы обнаружили нарушение и занесли предприятие в черный список. В результате предприятию придется терять время и деньги при будущих оформлениях.

Заключение

Украинская система основана на Европейских стандартах, но принципы подхода значительно отличаются. По нашему мнению основные отличия состоят в следующем:

1) В Европе налажено плотное сотрудничество между участниками ВЭД и фискальными органами, информация обновляется и поступает моментально в контролирующие органы. У нас в стране этому фискалы могут только позавидовать

2) В Европе Система скорее оценивает эффективность поведения и законопослушность, а в Украине целью является пополнение бюджета.

На заседаниях руководства всегда слышны планы, сколько нужно собрать налогов в этом месяце или квартале, сколько административных штрафов выписано и сколько уголовных дел открыто, вместо того, чтоб думать как наладить эффективную работу с импортерами и заранее предотвратить нарушения.

Учитывая все вышеописанные сложности в украинском законодательстве и несовершенство системы, мы предлагаем воспользоваться услугой аутсорсинг ВЭД, что открывает возможности использования всех инструментов внешнеэкономической деятельность. А самое главное – защитить компанию от всевозможных аудиторских проверок со стороны государственных органов.

Kristof

About Kristof

No Comments

Добавить комментарий