Зерновоз

Грузоперевозки в аграрной сфере: сравнительная характеристика на базе опыта ведущих немецких и французских предприятий

Совсем недавно крупный проект L.A.B. в вопросах усовершенствования логистической деятельности Украины провел интересное исследование. Его целью было определение актуальных тенденций грузоперевозок западноевропейских стран и возможности внедрения новшеств на примере лучших в Украине. Результаты оказались более чем показательные.

баржа перевозка зерновыхАгрологистика в Германии

  1. Германия относиться к ряду высокотехнологичных стран, которые делают акцент на переработке продуктов сельского хозяйства. Так как основной рынок потребления — внутренний, все портовые немецкие терминалы ориентированы и на вход, и на выход.
  2. На терминалах Германии с годовым оборотом до 1 млн. тонн готовой продукции задействовано не более 15 человек основного персонала. Все вспомогательные процессы обслуживаются на аутсорсинге ВЭД. Этому же способствует и унификация навыков работников, и либерализация трудового законодательства.
  3. Логистика зерновых основана на  автомобильных и водных грузоперевозках. Последняя форма транспортировки развита как за счет разветвленности водных каналов в стране, так и за счет дешевизны услуг.
  4. Наибольшую долю сельского хозяйства в Германии занимают мелкие фермеры, которые самостоятельно не занимаются логистикой. Объединяясь в период сбыта урожая, фермеры продают товар крупным трейдерам или посредникам, которые могут реализовывать зерно как от своего имени, так и в качестве технического экспортера.  

Технический экспортер — компания, которая действует по заявке клиента, она выполняет функции экспортера, получает разрешительные документы, осуществляет самостоятельно расчеты, после чего передает товар на условиях купли-продажи, клиенту. Разница между затратами (логистика, таможня, опер затраты) и ценой продажи является прибылью технического Экспортера

  1. Зерновые грузоперевозки немцы считают экономически эффективными при доставке на расстояния до 200 км. Это доставки товара либо до ближайших терминалов, либо в порт. Выгрузка зерна с автотранспорта в сравнении с Украиной происходит в 2 раза быстрей благодаря упрощенной базе законодательных нормативов.

Элеватор на рекеЛогистическая цепочка Франции

  1. Во Франции также переработка занимает преимущественное место в зерновом внутреннем рынке. При этом, во Франции фермеры отдают предпочтение переработке в готовый продукт (мучные изделия или мука), в тот момент как в Германии переработка направлена на выпуск комбикорма. Хотя общий подход тот же — удельный вес бизнеса относиться именно к переработке.
  2. Классический европейский подход в задействовании минимум рабочей силы на терминалах прослеживается и у французов. Крупные портовые терминалы с оборотом около 2 млн. т. обслуживает не более 17 работников.
  3. Хотя во Франции приоритетным считается ж/д транспорт, это относиться только к пассажирским перевозкам. Грузовые французские транспортные соединения производятся в основном либо по речным водным путям, либо привычным сухопутным транспортом.
  4. Так как во Франции очень большое количество мелких фермерских хозяйств, то расширение земель для каждого отдельного агрария считается недостижимой мечтой. Именно поэтому основной акцент тут делается не на уменьшении себестоимости за счет увеличения оборота, а на повышении производительности. Тут в дело вступают кооперативы фермеров, которые производят самостоятельную закупку сельскохозяйственной техники, удобрений или семян для отдельных собственников. Так же, как и в Германии, они представляют интересы фермеров, когда необходимо и сбыть урожай. Уже готовая продукция передается техническим экспортерам для решения вопросов логистики, оформления документации и заключения договоров с розничными реализаторами.  Но, в отличии от Германии, где между собой конкурируют отдельные фермеры, тут основу рынка составляют кооперативы, которые и задают уникальную бизнес-модель с/х деятельности страны.
  5. Как и у немцев, у французов экономически обоснованно использование автотранспорта только на расстояния до 200 км. Это преимущественно доставка до портовых зон или терминалов. Интересным моментом является и то, что французы используют автотранспорт в большей мере при погрузке зерновых именно в портах.

Подытожив, хочется сказать, что по опыту европейских стран, экспорт уже готовых товаров и продукции значительно выгодней с экономической точки зрения. Это модель бизнес-взаимодействия, к которой Украине следует стремиться.

Экономию времени и финансовых средств может обеспечить технический импорт или экспорт, который позволяет предпринимателям не заниматься самостоятельно закупкой или сбытом товара в странах ближнего зарубежья, а уделить больше внимания производительности и товарообороту.

Технический импорт – процесс оформления импортных процедур через профильную компанию, которая потом продает заказчику товар, очищенный от таможенных платежей, с оформленными разрешительными документами. Преимущества в том, что заказчик не тратит драгоценное время и деньги на не эффективные процессы, но получает желаемый товар с оптимизацией расходов.

Конечно, мы не можем экстраполировать всю систему агрологистики Германии и Франции на нашу страну, в  первую очередь, за счет слабости водных каналов. Но тут нужно использовать сильные стороны нашей страны: ж/д соединения и дорожная транспортная инфраструктура. Если во Франции использование ж/д для грузоперевозок ограниченно плотным графиком перевозки пассажиров, то как раз в Украине железнодорожная сеть достаточно разветвленная и не настолько загруженная. Этим можно воспользоваться для ускорения и удешевления агрологистики как внутренней, так и международной.

Перенять стоит и практику задействования минимального количества основного персонала. Отдавая на аутсорс ВЭД операции по логистике, сбыту и представительской деятельности, аграрии могут уделять больше внимания повышению производительности и улучшения качества продукции. Но для того, чтобы в нашей стране эта схема действовала эффективно, нужно существенно упростить законодательные барьеры, в том числе и в вопросе трудовых нормативов. Либерализация бюрократизма за счет задействования консультационных центров позволит фермерам тратить меньше времени на отчетность и больше — на качество товаров, с чем в данный момент в Украине так же значительные проблемы.

Оптимизация системы ведения бизнеса — долгий и кропотливый процесс. Но пример западноевропейских стран дал нам понять, что переведение логистики на аутсорс — выход из ситуации, особенно тогда, когда весьма остро стоит вопрос о снижении трудозатрат, финансовых и временных потерь. Именно эта модель должна стать первоочередной в Украине, если мы хотим выходить на уровень Европы.

Kristof

About Kristof

No Comments

Добавить комментарий